самая полная информация
о древесных топливных гранулах

 Знаете ли вы

Жидкое моторное биотопливо

Вопросы биоэнергетики становятся все более популярными, об этом можно судить по росту статей в профильных журналах, количеству конференций и круглых столов, посвященных данной теме. Однако в России чаще всего говорят о твердом биотопливе, как источнике энергии, то есть о превращении биомассы в топливные гранулы, брикеты, уголь и т.п. Вместе с тем биоэнергетика включает в себя и получение биогаза и жидкого моторного биотоплива, в частности из древесины.

В мире существует три лидера по использованию жидкого моторного биотоплива: Бразилия, США и Европейский Союз. И каждый имеет свои мотивы перевода транспорта с бензина на биодизель или биоэтанол. Бразилия использует этанол из сахарного тростника, чтобы не зависеть от импорта нефти.

В США распространяется этанол из маиса (кукурузы), для того чтобы поддержать местное сельское хозяйство, с одной стороны, а с другой – улучшить состояние окружающей среды.

Европейский Союз, внедряя новые биотопливные технологии, преследует сразу несколько целей: ликвидация зависимости от импорта нефти, предотвращение глобального потепления климата, выполнение обязательств по Киотскому Протоколу, а также развитие сельского хозяйства. В 2010 году ЕС намерен использовать биотопливо в 5,75% автомашин. К 2020 году эта цифра должна увеличиться до 8%. Пока доля моторного биотоплива в странах Европейского Союза – порядка 2%.

Таблица 1. Прогнозы ЕС по замене биотоплива

Биотопливо Сырье Заменяемое топливо Возможное потребление в 2010 г. (тонн нефтяного эквивалента)
Биодизель Рапс, другие масленичные культуры дизель 12 млн (с 10 млн га рапса)
биоэтанол Сахарная свекла, пшеница, картофель бензин 8 млн (с 5 млн га пшеницы + 500 000 га сахарной свеклы)
биогаз Бытовые отходы Натуральный газ (намного меньше)

ВИДЫ жидкого биотоплива

Моторное биотопливо можно получать практически из любых растений: пшеницы, сахарной свеклы, рапса, древесины и даже отходов деревообработки. Биотопливо может быть разделено на углеводородное топливо, бензин, дизельное топливо и химические побочные продукты.

Большинство исследований по созданию моторного топлива из биомассы направлено на получение этанола из сахарного тростника, зерна и сахарной свеклы, а также рапсового метилового эфира из семян рапса. При урожайности семян рапса 3 т/га с 1 гектара можно получить 1 тонну моторного топлива и 2 тонны высококачественных кормов. Свойства моторного топлива, получаемого из семян рапса, близки к дизельному топливу,
однако вредные выбросы при использовании биодизельного топлива значительно снижены.

Другой перспективной технологией производства моторного топлива является быстрый пиролиз с выходом топлива 80% по массе исходного растительного сырья. Это топливо имеет теплотворную способность 50% от дизельного топлива, оно может сохраняться, транспортироваться и использоваться в печах, паровых котлах и газовых турбинных установках.

В последнее время начали бурно обсуждать новый вид биотоплива: BtL (Biomass-to-Liquid). BtL производят из древесины и отходов деревообработки (промежуточный продукт: биогаз). Преимущество этого вида топлива перед биоэтанолом и биодизелем состоит в том, что, в отличие от упомянутых продуктов, при производстве BtL древесина полностью перерабатывается.

В то же самое время BtL может производиться из любого вида биомассы, к тому же, по заявлению производителей этого топлива, для перевода автомобилей на него не требуется модификация современных двигателей.

По оценке немецких ученых, если BtL займет 20% рынка ЕС, то в Европе можно уменьшить выбросы СО2 на 200 млн тонн. С другой стороны, в Германии, например, наиболее популярным видом биотоплива остается пока биодизель. В 2004 году немцы произвели 1,1 млн тонн биодизеля (в основном из рапса). 323 тысяч тонн было продано в самой Германии. Для сравнения, потребление обычного дизеля в этой стране составляет 30 млн тонн в год.

Таблица 2. Способы стимулирования использования жидкого биотоплива в ЕС

Мера Внедрение/эффект
1. Освобождение от налога на топливо 310-650 евро за 1000 литров: наиболее существенная
мера
2. Субсидии для перерабатывающих заводов осуществляются Европейским Региональным Фондом
Развития (European Regional Development Fund)
3. Кредиты на выращивание энергетических культур - платежи фермерам
- компенсации в случае неудачи
4. Обязательства по использованию биотоплива/штрафы - новые меры в Австрии и Франции

ЭКОНОМИКА против экологии

При сегодняшних ценах на нефть широкое внедрение биотопливных технологий может быть обеспечено только с помощью государственных субсидий. Именно таким способом Европейский Союз сейчас и развивает это направление. Налоговые льготы и другие привлекательные скидки ждут тех, кто переводит свои автомашины с дизеля на биотопливо, или тех, кто его производит (см. таблица 2).

Топливные компании (Shell, Total, Neste) и автомобильные гиганты со всего мира (DaimlerChrysler, Volkswagen, Volvo (Ford) открывают программы по переводу автомобилей с традиционного топлива на возобновляемое.

DaimlerChrysler сейчас активно говорит о внедрении в своих автомобилях биотоплива – BtL. Ford недавно заявил о начале продажи в Швеции нового поколения Focus и Focus C-MAX 1.8 в версии FFV на биотопливе. FFV могут ездить как на биоэтаноле, так и на бензине.

General Motors уже продает в Швеции “экологичные” версии моделей Saab и Opel. Обе модели также могут работать на биоэтаноле (который содержит 15% бензина), на бензине и на смеси этих видов топлива в любой пропорции.

Что касается России, то у нас пока на тему жидкого моторного биотоплива только начинают говорить. Для внедрения таких технологий и создания рынка потребления биотоплива в России необходимо принятие соответствующих законодательных мер по стимулированию развития этого направления.

В нашей стране при ее ресурсном потенциале можно было бы уже сегодня активно развивать производство моторного биотоплива, которое, в частности, экспортировалось бы в Европу, т.к. потребность в нем там будет расти, исходя из поставленных ЕС целей. Сейчас европейцы с интересом смотрят на Россию, как на источник биомассы для их биотопливных заводов, однако нашу страну больше бы устроил немного другой вариант: западные инвестиции в биотопливные заводы на территории России. Инвестиции в технологию BtL, например, исчисляются миллионами долларов: завод строится в Германии, но сырье для него немцы уже сейчас ищут в России.

ЧТО делать?

Для продвижения темы жидкого моторного биотоплива сегодня необходима, с одной стороны, государственная политика в этом направлении. С другой стороны, инвестиции в данное направление.

Спрос на Западе есть, следовательно, необходимо убедить западных инвесторов, что вкладывать деньги в подобные технологии в России – безопасно и перспективно.

Пока обе предлагаемые меры остаются под вопросом: государству еще не до моторного биотоплива, иностранцы всерьез опасаются делать большие вложения в нашу неустойчивую экономику. Остается работа общественности и промышленных предприятий, заинтересованных в инновациях. Известно, что тот, кто приходит на рынок первым, имеет шанс снять сливки.

Страна Вид биотоплива Основные причины использования
Бразилия этанол из сахарного тростника стабильность поставок
США этанол из кукурузы развитие сельского хозяйства, состояние окружающей
среды
Европейский Союз биодизель из рапса стабильность поставок, предотвращение глобального
потепления климата (Киотский Протокол),
развитие сельского хозяйства


Ольга Ракитова, к.э.н., Конфедерация ЛПК Северо-Запада 23-05-2007

 Статьи